Документы ХЕЛКОМ

Справочная информация 

Введение

План действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю представляет собой амбициозную программу по восстановлению надлежащего экологического состояния морской среды Балтийского моря к 2021 году. Эта новая стратегия является важной ступенью для реализации более обширных и эффективных мер в борьбе с продолжающимся ухудшением состояния морской среды в результате деятельности человека. С принятием новой экологической стратегии ХЕЛКОМ будет продолжать осуществлять давно признанное руководство в деле защиты морской среды с учетом последних научных знаний и инновационных подходов к управлению в осуществлении стратегической политики и еще более активного стимулирования многостороннего сотрудничества в регионе Балтийского моря, ориентированного на конкретные цели. В качестве одной из первых схем для осуществления экосистемного подхода к управлению деятельностью человека, которая была определена в Декларации Рио-де-Жанейро в 1992 году и подтверждена в 2002 году на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, План действий приведет к глубоким, инновационным изменениям в способах управления окружающей средой в регионе Балтийского моря.

Основные задачи

План действий по Балтийскому морю охватывает все основные экологические проблемы, затрагивающие морскую среду Балтийского моря. Экологическая ситуация в Балтийском море резко изменилась за последние десятилетия. Деятельность человека, как на море, так и на всей его водосборной площади способствует быстрому увеличению нагрузки на морские экосистемы. Развивающаяся эвтрофикация Балтийского моря является наиболее серьезной и трудноразрешимой экологической проблемой региона. Попадание в морскую среду опасных веществ также влияет на биоразнообразие региона Балтийского моря и на возможность устойчивого использования его ресурсов. Явное подтверждение этому - цветение водорослей, безжизненное состояние морского дна, а также истощение рыбных запасов. Эти проблемы требуют немедленных широкомасштабных действий для прекращения дальнейшего разрушения окружающей среды Балтийского моря и предотвращения необратимого бедствия. Неспособность в настоящее время реагировать на проблемы должным образом подорвет перспективы восстановления морской среды и ее способности реагировать на прогнозируемый стресс в результате изменения климата. Кроме того, бездействие нанесет ущерб жизненно важным ресурсам, необходимым для будущего экономического процветания всего региона, и будет стоить в десять раз больше, чем необходимые действия.

Предыдущие усилия и необходимость новых подходов

Предыдущие усилия ХЕЛКОМ по снижению уровня загрязнения окружающей среды и восстановления ущерба, нанесенного морской среде, привели к заметным улучшениям во многих областях, что позволило людям купаться на пляжах, которые ранее были загрязнены, и помогли восстановлению некоторых диких популяций, находящихся под угрозой исчезновения. Но еще многое предстоит сделать, так как многие экологические проблемы Балтийского региона трудно разрешимы, а восстановление морской среды может длиться несколько десятилетий. Например, в отношении поступления биогенов, которые отвечают за эвтрофикация, ХЕЛКОМ уже достиг 40% снижения сброса азота и фосфора (из источников в районе водосбора) и соответственно 40% уменьшения выбросов азота в атмосферу, а также сокращения вдвое общего сброса около 50 вредных веществ. Но для достижения цели "чистая вода", которая является одной из главных целей Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю, должно быть обеспечено дальнейшее сокращение поступление фосфора и азота в Балтийское море примерно на 42% и 18% соответственно.

Однако дальнейший прогресс не может быть достигнут только с помощью реализации старых административных мер по сокращению нагрузки загрязнения. Для достижения надлежащего экологического состояния требуется абсолютно другой подход и новые меры. Кроме того, остальные вызовы являются более сложными, чем препятствия, с которыми уже приходилось сталкиваться. До настоящего времени сокращение биогенов главным образом достигалось за счет усовершенствований крупных точечных источников загрязнения, например, за счет усовершенствования очистных сооружений и улучшения качества промышленных сточных вод. Цель достижения дальнейшего сокращения ставит более жесткие задачи, требующие активных действий по отношению к диффузным источникам биогенов, таким, как сельскохозяйственные стоки.

План основан на экологических целях

Новый план, разработкой которого ХЕЛКОМ занимается с 2005 года, радикально отличается от любых других планов или программ, ранее реализованных ХЕЛКОМ. Новаторский подход заключается в том, что этот план основан на четком наборе «экологических целей», определенных для отражения совместно согласованного видения «здоровой морской среды с различными сбалансировано функционирующими биологическими компонентами, достигающей хорошего экологического статуса и поддерживающей широкий диапазон устойчивой человеческой деятельности». Задачи, например, включают в себя достижение состояния «чистая вода», остановку чрезмерного цветения водорослей, а также достижение жизнеспособности популяций видов. Цели для достижения «хорошего экологического статуса» основываются на имеющихся наилучших научных знаниях. Установление сроков для достижения этих целей является политическим решением. С применением экосистемного подхода защита морской среды больше не рассматривается как реализация инициатив по сокращению загрязнения, применяемых во всех секторах. Напротив, отправной точкой является сама экосистема и общая концепция здорового моря при наличии хорошего экологического статуса. Эта концепция будет определять потребности в дальнейших сокращениях нагрузок загрязнения, а также определять рамки для различных видов деятельности человека.

В меж- секторальном плане определены конкретные мероприятия, необходимые для достижения в установленные сроки согласованных целей в рамках основных экологических приоритетов: борьба с эвтрофикацией, ограничение поступления опасных веществ, обеспечение безопасности на море и реагирования на морские инциденты, а также остановка разрушения мест обитания и продолжающегося сокращения биологического разнообразия.

В Плане действий имеет место различие между мерами, которые могут быть осуществлены на региональном или национальном уровне, и мерами, которые могут быть реализованы только на уровне ЕС (например, общая политика в отношении рыболовства, общая сельскохозяйственная политика, контроль за маркетингом и использованием химических веществ) или в глобальном масштабе (например, контроль за судоходством, разработанный Международной морской организацией).

Участие заинтересованных сторон

Еще одним важным моментом при разработке Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю явилось активное участие всех основных заинтересованных групп в регионе. Такое участие гарантирует, что этот план является действительно актуальным и может быть эффективно осуществлен на практике. Выбор, который мы делаем, отражает выбор общества в целом. По этой причине общее видение здорового Балтийского моря было определено совместно всеми участвующими заинтересованными сторонами – правительственными кругами, отраслевыми и неправительственными организациями, вплоть до участия в обсуждениях отдельных граждан, в том числе старшего и младшего поколений, а также частными и государственными организациями. Таким образом, реализация Плана содействует увеличению занятости населения и другим аспектам устойчивого социально-экономического развития, а также экологической устойчивости и достижению состояния - здоровая окружающая среда.

Пилотный район для других европейских морей

Концепция Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю уже была широко поддержана политиками на различных форумах и объявлена в качестве пилотного проекта для европейских морей в контексте предлагаемой Директивы морской стратегии ЕС. Европейское сообщество охарактеризовало План ХЕЛКОМ в качестве основы для дальнейших действий в Балтийском регионе, подчеркнув, что этот План имеет большое значение для успешного осуществления предлагаемой Директивы морской стратегии ЕС в регионе.

Предлагаемая Директива морской стратегии ЕС предусматривает подобный план действий для каждого эко-региона, в том числе Балтийского. ХЕЛКОМ находится в уникальном положении, имея возможность сделать это уже сейчас, с учетом охвата всех стран Балтийского региона. ХЕЛКОМ также находится в уникальном положении, имея возможность в полной мере учесть особенности Балтийского моря в европейской политике.

Как пионер в области применения экосистемного подхода, инновационный План действий ХЕЛКОМ будет также служить в качестве модели для подражания со стороны региональных морских конвенций и планов действий под эгидой Программы по региональным морям Организации Объединенных Наций по окружающей среде.

При разработке Плана действий ХЕЛКОМ принял во внимание экологические положения Морской доктрины Российской Федерации. Тесное сотрудничество с Россией, которая является единственной страной ХЕЛКОМ в регионе Балтийского моря, не входящей в ЕС, имеет решающее значение для дальнейшего прогресса в деле спасения нарушенной морской среды Балтийского моря. Инновационная стратегия ХЕЛКОМ также является действенным инструментом для осуществления обновленной политики "Северного измерения", региональных аспектов Балтийского моря в рамках Экологического диалога ЕС и России, Плана действий по охране окружающей среды Северных стран, а также Европейской морской политики.

Но, прежде всего, План действий ХЕЛКОМ считается совместной региональной политикой с общими целями, действиями и обязательствами. Будущий успех этого Плана зависит в основном от того, как все прибрежные страны могут сотрудничать друг с другом для достижения общей цели - здоровая морская среда Балтийского моря.

Хронология

После успешного старта концепции Плана действий по Балтийскому морю в 2005 году и проведения первоначального подготовительного этапа, разработка Плана была официально начата на Конференции заинтересованных сторон 7 марта 2006 года в Хельсинки. На своей ежегодной встрече 8-9 марта 2006 года ХЕЛКОМ впервые утвердил основные элементы новой природоохранной стратегии для восстановления Балтийского моря – стратегии общего видения здорового моря, а также совокупность экологических целей, достижение которых обеспечит реализацию этого видения. Впоследствии ХЕЛКОМ определил комплекс мер для достижения согласованных целей: Балтийское море не затронуто эвтрофикацией, морская среда не нарушена опасными веществами, имеет место благоприятное биологическое разнообразие и экологически безопасная деятельность на море.

В марте 2007 года после ряда встреч и консультаций, первый проект комплекса мер, которые должны быть включены в План действий по Балтийскому морю, был представлен для обсуждения участникам 2-й Конференции заинтересованных сторон по разработке новой экологической стратегии ХЕЛКОМ. Предложения получили поддержку со стороны подавляющего большинства участников Конференции, а также крупных международных организаций. На ежегодном заседании Хельсинкской комиссии, состоявшемся 8-9 марта 2007 года, был проведен широкий обзор мер, предлагаемых для Плана действий.

Окончательный вариант Плана действий по Балтийскому морю был завершен в начале ноября 2007 года после последней серии переговоров, проведенных в период с апреля по октябрь 2007 года для разработки деталей предлагаемых мер. Он был принят на Министерском заседании ХЕЛКОМ, которое состоялось 15 ноября 2007 года в Кракове, Польша.

Основные документы для Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю

Следующие документы были представлены на рассмотрение участникам Министерского заседания ХЕЛКОМ, состоявшегося 15 ноября 2007 года в Кракове, Польша, в качестве основной информации для поддержки Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю:

По направлению к Балтийскому морю, не затронутому эвтрофикацией (подготовлен Секретариатом ХЕЛКОМ)

По направлению к Балтийскому морю, не пораженному опасными веществами (подготовлен Секретариатом ХЕЛКОМ)

По направлению к Балтийскому морю с экологически чистой морской деятельностью (подготовлен Секретариатом ХЕЛКОМ)

По направлению к Балтийскому морю с благоприятным статусом сохранности биоразнообразия (подготовлен Секретариатом ХЕЛКОМ)

Финансирование и эффективность затрат – на примере эвтрофикации (подготовлен Северной экологической финансовой корпорацией - НЕФКО)

Предложения по мерам и действиям, направленным на уменьшение загрязнения окружающей среды вредными веществами, для включения в План действий по Балтийскому морю (подготовлен Балтийским экологическим форумом - БЭФ)

Поправка к Соглашению между АИС и ХЕЛКОМ (подготовлен экспертами рабочей группы ХЕЛКОМ АИС).
 

 

Пример счетчика
телефон - (812) 430 68 60
телефон/факс - (812) 430 93 05
 
Нас поддерживают:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Helsinki Commission