Пресс офис

11.03.2016

Дата: 11.03.2016

Выступление исполнительного секретаря ХЕЛКОМ на 37-м ежегодном заседании ХЕЛКОМ

Уважаемые коллеги,

Важным моментом в 2015 году стало принятие в июне Региональной программы действий по сокращению морского мусора. Выполнение конкретных запланированных работ началось в мае 2014 года после принятия в 2013 году правительствами всех прибрежных стран Балтийского моря и ЕС министерских обязательств. В процессе разработки, возглавляемом Германией, был учтен опыт неправительственных организаций, научно-исследовательских учреждений, промышленности, администрации и органов власти. Благодаря проведенным многочисленным консультациям план носит всеобъемлющий характер и включает в себя превосходный набор действий по борьбе с морским мусором. Теперь проблема состоит в том, чтобы найти лидеров и исполнителей для каждого действия, чтобы за прекрасными идеями последовали конкретные мероприятия и были получены результаты. Я рада, что мы смогли достигнуть соглашения о необходимости движения в нужном направлении в рамках Конференции заинтересованных сторон ХЕЛКОМ по морскому мусору, состоявшейся в среду.

В октябре была введена в действие модернизированная база данных охраняемых морских районов Балтийского моря (ОМР ХЕЛКОМ). База данных обеспечивает легкий и удобный доступ для всех, кто заинтересован в получении подробный информации, а также новой информации о прибрежных и морских охраняемых районах ХЕЛКОМ, например, о воздействии деятельности человека, степени угрозы и результатах мониторинга видов, биотопов и комплексов биотопов, а также о статусе защиты на национальном уровне. Я с гордостью могу сказать, что база данных ОМР ХЕЛКОМ выделяется среди других аналогичных баз данных на региональном и глобальном уровнях, в частности в связи с ее широким охватом и вследствие того, что содержащаяся в ней информация является современной.

Сопоставимые наборы данных и оценок нагрузок загрязнений охватывают загрязнения, поступающие из источников, расположенных на территории девяти стран ХЕЛКОМ, а также из более отдаленных трансграничных источников; они являются уникальными с точки зрения всемирной перспективы. Без этих данных было бы невозможно оценить основные воздействия, оказываемые в процессе деятельности человека.

В прошлом году был введен новый подход и согласован предстоящий процесс получения оценок в рамках Компиляции нагрузки загрязнения (PLC). Это обеспечит получение более качественной продукции, беспрепятственное и оперативное регулярное обновление продукции, а также усовершенствование совместной ответственности различных участников процесса для своевременной поставки данных.

Одним из таких новых продуктов, подготовленным и выпущенным в декабре, стала оценка прогресса в деле достижения целей распределения по странам сокращения загрязнения. Это явилось крупным научным достижением, учитывая сложность этого вопроса и высокий политический интерес, и мы благодарим всех привлеченных к получению этой продукции ученых и экспертов. В то же время стало очевидным, что существует новая потребность в более лаконичной продукции для органов, принимающих решение.

Внедрение этого подхода в PLC остается главной задачей для всех нас также и в этом году, но это может произойти только при более активном участии Договаривающихся сторон.

Я особенно горжусь тем, что нам удалось достичь в рамках проекта по получению ХЕЛКОМ оперативных оценок эвтрофикации (EUTRO-OPER). В результате этого проекта был разработан инструмент для интеграции индикаторов, протокол оценки, а также решение для повышения сопоставимости оценок открытого моря и прибрежных вод. Но, главное, работы и потоки данных были автоматизированы, включая встроенную пошаговую процедуру утверждения национальными экспертами оценки продукта, обеспечивая надежную систему для легкого обновления оценки эвтрофикации в будущем. Это было достигнуто в партнерстве с организацией ICES. Цель состоит в том, чтобы использовать, насколько это возможно, этот подход также для других тем в рамках получения Второй целостной оценки здоровья экосистемы Балтийского моря (HOLAS II).

Подготовка к реализации HOLAS II активно началась в прошлом году, и она будет продолжаться, чтобы стать основным зонтиком деятельности ХЕЛКОМ в ближайшем будущем. Цель состоит не только в том, чтобы производить публикацию отдельных оценок, но и создать более прочную веб- систему для проведения будущих обновлений и обеспечивающую улучшенное использование на национальном уровне и увеличение охвата. Это означает улучшение документации, полу автоматизацию и использование рабочей структуры ХЕЛКОМ для поддержания системы в отличие от полученной в рамках проекта отдельной оценки.

Имеются в наличии все необходимые ингредиенты для успешной реализации проекта HOLAS II: он детально спланирован и хорошо скоординирован, Договаривающиеся стороны взяли на себя соответствующие обязательства и привлекли лучших экспертов, и я могу впервые заявить, что чувствую себя комфортно с точки зрения имеющихся ресурсов для осуществления проекта, хотя все еще не все потребности могут быть обеспечены. ЕС оказывает материальную поддержку для выполнения работ в рамках проектов BalticBOOST и ХЕЛКОМ TAPAS, которые значительно помогли в этом отношении и получили очень высокую оценку.

Эта тщательно спланированная оценка также будет действительно целостный, так как она будет включать комплексную оценку тем по эвтрофикации, опасным веществам и биологическому разнообразию, а также будут использоваться отдельные результаты Морской оценки ХЕЛКОМ. Будут также оцениваться промысловые виды рыб, поскольку они являются частью морской экосистемы, наряду с совокупным давлением и воздействием, оказываемыми основными видами человеческой деятельности, на основе усовершенствованных данных и информации. Морской мусор и подводный шум, не оцениваемые ранее, станут новыми элементами.

Впервые социально-экономический анализ также будет реально включен в оценки ХЕЛКОМ путем увязки факторов деятельности человека, воздействующих на компоненты экосистемы, в рамках одной целостной системы. Работа над социально-экономическим анализом, начавшаяся в прошлом году, может оказаться одной из вех или прорывом для будущей деятельности ХЕЛКОМ. Такого аспекта до настоящего времени не было в ХЕЛКОМ, что не позволяло полностью использовать результаты ХЕЛКОМ во многих сферах и секторах. У нас теперь есть реальные шансы исправить этот очевидный недостаток.

Поэтому мы непоколебимы в нашем намерении подготовки оценки HOLAS II в рамках ХЕЛКОМ. Но есть другие обстоятельства и процессы, которые влияют на нашу работу и которым необходимо уделять должное внимание. На европейском уровне идет параллельный процесс получения оценок. Не имеет смысла дублировать работу, и страны ХЕЛКОМ, которые являются также членами ЕС, уже согласились использовать оценки HOLAS II в качестве основы национальных оценок в рамках отчетности по Морской стратегии рамочной директивы ЕС.

Хотя я абсолютно убеждена, что возможно также удовлетворить и эту потребность, я нахожу первостепенное значение в том, чтобы и потребности безотлагательного национального управления и долгосрочные потребности политики ХЕЛКОМ пересекались, и чтобы:
• система оценки ХЕЛКОМ улучшала и основывалась на наилучших имеющихся научных достижениях,
• мы имели возможность сравнить результаты с предыдущей оценкой,
• мы показали, как далеко от достижения хорошего экологического состояния окружающей среды мы находимся, так как вполне вероятно, что большинство районов в Балтийском море будет по-прежнему находиться ниже целевого показателя, и чтобы мы также показали прогресс и улучшение.

Мы не будем в состоянии поддерживать политическое внимание до тех пор, пока не начнем демонстрировать последствия наших решений и действий.

Последними, но не менее важными вопросами, которые были рассмотрены или по поводу которых должны быть приняты соответствующие заключения на этом заседании, являются важные достижения, в том числе новая Рекомендация ХЕЛКОМ по устойчивой аквакультуре, эффективно разрабатываемая во главе Группы ХЕЛКОМ по рыбам, созданной не так давно, но уже работающей в полную силу. А также решение представить предложение стран ХЕЛКОМ о придании Балтийскому морю статуса района контроля выбросов NOx (NECA) на рассмотрение 70-го заседания Комитета по защите морской окружающей среды ИМО параллельно с представлением предложения о придании такого же статуса Северному морю.

Это было великолепное заседание Хельсинкской комиссии, спасибо Договаривающимся сторонам, наблюдателям и коллегам из Секретариата.
 

Назад

телефон - (812) 430 68 60
телефон/факс - (812) 430 93 05
 
Нас поддерживают:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Helsinki Commission