по реализации программ,проектов и решений ХЕЛКОМ
Пресс офис
22.04.2016
Дата: 22.04.2016
Пресс-релиз ХЕЛКОМ, 22 апреля 2016 г.
Сброс сточных вод с круизных судов в Балтийское море будет запрещен
Главный рубеж преодолен благодаря сотрудничеству в рамках ХЕЛКОМ
На этой неделе Международной морской организацией (ИМО) принято решение о том, что назначение Балтийского моря в качестве особого района для сбросов сточных вод с пассажирских судов в рамках Приложения IV к Конвенции МАРПОЛ вступит в силу не позже 2021 года для зарегистрированных ИМО пассажирских судов. Однако в некоторых случаях при осуществлении прямых рейсов между Санкт-Петербургом и Северным морем этот срок продлевается еще на два года до 2023 года.
Это решение означает, что к 2021 году всем зарегистрированным ИМО пассажирским судам, курсирующим по Балтийскому морю, являющемуся первым регионом такого рода в мире, необходимо помещать все свои сточные воды в портовые приемные сооружения для сточных вод (PRFs). Альтернативно допустимо производить их обработку с использованием расположенных на борту очистных сооружений, сертифицированных в соответствии со специальными строгими требованиями. К новым судам, построенным не ранее 2019 года, эти требования будут применяться на более ранних сроках.
Значительные результаты подразумевают осуществление длительного процесса в рамках ХЕЛКОМ, нацеленного на ограничение сбросов сточных вод с пассажирских судов в Балтийское море, так как сбросы оказывают негативное воздействие на морскую среду.
Решение было принято в ходе заседания Комитета по защите морской среды (КЗМС) ИМО, которое подходит к завершению сегодня в Лондоне.
Предложение о назначении Балтийского моря в качестве особого района для сточных вод в рамках приложения IV к Конвенции МАРПОЛ было разработано Группой ХЕЛКОМ МЭРИТАЙМ, в которую входят представители морских администраций прибрежных стран Балтийского моря и Европейского союза. Это предложение было представлено в ИМО MEPC прибрежными странами в 2010 году, в соответствии с решением Министерского заседания ХЕЛКОМ, состоявшегося в 2007 году в Кракове, Польша.
В 2011 году на основе этого предложения Балтийское море был обозначено ИМО в качестве особого района для сточных вод. Однако согласно решению ИМО это назначение может вступить в силу только после того, как прибрежные страны проинформируют ИМО о том, что в регионе имеются в наличии адекватные портовые приемные сооружения для приема сточных вод.
К началу заседания ИМО, состоявшегося на этой неделе, все прибрежные страны Балтики прислали подтверждения о наличии достаточного количества приемных сооружений в портах Балтики, как результат проделанной национальными администрациями, портами и судостроительной промышленностью существенной работы по установке портовых приемных сооружений для приема сточных вод и их использованию в регионе Балтийского моря.
Для того чтобы документировать общий прогресс в отношении наличия портовых приемных сооружений для сточных вод и их использования в регионе в последние годы ХЕЛКОМ в начале 2015 года опубликовала соответствующий обзорный документ.
Мероприятия, в рамках которых в дальнейшем будут обсуждаться соответствующие вопросы, это совместная сессия ХЕЛКОМ и CLIA, которая состоится 18 мая во время прохождения Европейского дня моря 2016 года в Турку, Финляндия, а также Международный семинар по портовым приемным сооружениям для Балтийского моря как особого района согласно Приложению IV к Конвенции МАРПОЛ, который состоится 30 июня - 1 июля в Киле, Германия.
Справочная информация
Импульсом для представления предложения о назначении Балтийского моря в качестве особого района для сточных вод явился тот факт, что стандарты и их применение для очистки сточных вод в регионе Балтийского моря были значительно ужесточены в течение последних десятилетий. Разработаны жесткие требования, применяемые в настоящее время не только в крупных городах, но также и в более мелких муниципалитетах, а в некоторых странах соответствующие требования применяются даже для прогулочных судов. Азот и фосфор, содержащиеся в сбрасываемых с судов сточных водах, усиливают эвтрофикацию Балтийского моря.
С точки зрения улучшения состояния Балтийского моря решение, принятое на этой неделе в Лондоне, является важной вехой в более чем 35-ти летней деятельности по совершенствованию оборудования и сокращению сбросов сточных вод с судов в регионе.
Уже на первом заседании Хельсинкской комиссии в 1980 году прибрежные страны приняли региональные рекомендации, касающиеся сточных вод с пассажирских судов, портовых приемных сооружений, а также бортовых очистных сооружений. [1]
В процессе назначения Балтийского моря особым районом состоялось несколько раундов переговоров, а также пройдены такие этапы, как разработка стратегии по портовым приемным сооружениям в 1996 году и формирование в 2010 году списка приоритетных портов для обновления PRF. Очень важно, что после пересмотра Конвенции в 1992 году к этим переговорам в дополнение к национальным администрациям подключились также судостроительная промышленность и порты.
[1] См., например Рекомендацию ХЕЛКОМ 1/5 (принята 5 мая 1980 года): «Рекомендация относительно применения государствами Балтийского моря руководящих принципов для испытания и официального утверждения систем очистки сточных вод».
* * *
Примечание:
Группа по морским источникам загрязнений (ХЕЛКОМ МЭРИТАЙМ) определяет и поощряет меры по ограничению загрязнения морской среды и способы безопасной навигации. Основанная в 1975 году, Группа также занимается обеспечением соблюдения и согласованного выполнения международных правил судоходства.
Группа МЭРИТАЙМ включает в себя Целевую группу ХЕЛКОМ-ОСПАР по управлению балластными водами (региональные аспекты осуществления Конвенции управления балластными водами ИМО), Группу экспертов по безопасности судоходства, Рабочую группу по взаимному обмену и поставки данных автоматической идентификационной системы (АИС), а также платформу сотрудничества ХЕЛКОМ по предоставлению услуг для приему сточных вод в портах.
Комиссия по защите морской среды Балтийского моря, обычно именуемая Хельсинкской комиссией/ХЕЛКОМ, является межправительственной организацией, состоящей из девяти прибрежных стран Балтийского моря и Европейского сообщества, работающих с целью защиты морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнения, а также для обеспечения в регионе безопасности судоходства. С 1974 года ХЕЛКОМ является руководящим органом «Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря», более известной под названием Хельсинкской конвенции.
* * *
Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:
Anna Petersson
Chair of HELCOM Maritime group
Head of Environment Section
Swedish Transport Agency
Tel: +46 10 4953 249
E-mail: anna.petersson(at)transportstyrelsen.se
Hermanni Backer
Professional Secretary for Maritime, Response and Fish groups
HELCOM
Tel: +358 46 8509199
E-mail: hermanni.backer(at)helcom.fi